/ Три столпа человеческой жизни: стимул, мотивация, желание

Три столпа человеческой жизни: стимул, мотивация, желание

12 сен 2022



В конце прошлого года внимание к «Черной пятнице» во многих городах привлекала реклама известной торговой сети с использованием 3D-модели, на которой кот когтями сдирает ткань, а под ней находится информация о привлекательных скидках.

Автором графики этого креативного проекта стал Максим Лукьянов — бронзовый призер VI Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2020» в компетенции «Разработчик виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)».

Путь к профессиональным победам для Максима открыла учеба в колледже «Царицыно» по специальности «Информационные системы и программирование», который он успешно окончил в 2021 году. Сегодня Максим Лукьянов работает ведущим специалистом в Институте развития профессионального образования (ИРПО). Участвует в создании информационных систем и кластеров для оптимизации работы как самого ИРПО, так и образовательных учреждений в регионах.



Студенты на уровне профессионалов

— Максим, как Вы узнали об «Абилимпикс»?

О движении я узнал в 2018 году, когда учился на первом курсе на программиста в колледже «Царицыно». Мне предложили принять участие в компетенции «Разработчик виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)». Но так вышло, что из конкурсов профессионального мастерства именно в «Абилимпикс» выступил в последнюю очередь, хотя вполне серьезно к этому чемпионату готовился. В качестве альтернативы сперва поучаствовал в конкурсе «Молодые профессионалы» (WorldSkills). Удалось пройти отборочный этап, выиграв в Москве. Далее одержал победу в Казани в DigitalSkills, а после — в Национальном чемпионате «Молодые профессионалы». И лишь после этого принял участие в «Абилимпикс».

— После побед в предыдущих конкурсах здесь Вы заняли лишь третье место. Как думаете, почему?

— Конкуренция достаточно большая. Моментами не успеваешь за соперниками.

­ — Но, тем не менее, вошли в Национальную сборную «Абилимпикс» Россия. Как Вам это удалось?

— При подготовке к международному чемпионату, который должен был в этом году состояться в Москве, прошел небольшой отбор, мою кандидатуру одобрили. В сборной мы проходили срезы, готовились. Увы, чемпионат мира вновь перенесли. Но, пока нет информации о новых датах, мы в сборной продолжаем подготовку.

— Насколько сильно отличаются компетенции в разных конкурсах?

— По самим заданиям отличия непринципиальные. Но особенности свои присутствуют. Например, в «Абилимпикс» выступаешь один, а в WorldSkills работа командная. Там я участвовал в паре.

— Уровень участников различается?

— У многих в подсознании мысль, что в «Абилимпикс» участники слабее, чем в других конкурсах профмастерства. Но разница, если и есть, некритична. В нашей компетенции это вовсе не ощущается. Думаю, что 85% людей с инвалидностью могут конкурировать с обычными участниками в разработке VR/AR. Человек может передвигаться на коляске, иметь слабое зрение или слух, но это не помешает ему заниматься таким видом деятельности. Понятно, что некоторые вещи недоступны, но обычно они не касаются профессиональных качеств. Большинство участников «Абилимпикс» даже в категории студентов демонстрируют, что могут быть успешными на одном уровне с теми, кто работает в их направлении профессионально.

— Учитывая, что Вы обучались на программиста, долго выбирать компетенцию для участия в «Абилимпикс» не пришлось...

— Выбора, по большому счету, и не было. Думаю, как и в целом по жизни, перескакивать с того, что умеешь, на что-то другое, просто не имеет смысла. Не будешь же, например, будучи сварщиком, выбирать работу учителем русского языка. Конечно, каждый имеет право быть тем, кем хочет, но идти туда, где ничего не понимаешь — неподъемная задача.

— А в целом рассматриваете ли другие компетенции для участия?

— Люди развиваются прямолинейно. И я иду по стезе программиста. Участвовал в разработке дополненной и виртуальной реальности. Занимался оптимизацией программ, разработкой кода, интерфейса, 3D-моделей. Считаю, что мои умения сильны в этом направлении, можно было бы попробоваться в сопряженных компетенциях. В «Абилимпикс» есть компетенция «Дизайн персонажа/Анимация». Она бы мне тоже вполне подошла для участия. Нужно время на подготовку.



Субъективность как двигатель прогресса

— Какие из заданий в «Абилимпикс» Вам запомнились больше всего?

— Из заданий по дополненной реальности запомнилось создание интерактивного приложения в формате гида. Подразумевается, что мы наводим камеру на объект или QR-код, и у нас появляется элемент в виде текста или 3D-модели с информацией о том, что он собой представляет, его история. По нажатию кнопки можно вывести карту и увидеть маршрут, как дойти до следующего объекта. Из заданий по виртуальной реальности запомнилось связанное с другой компетенцией «Абилимпикс» из области строительства. Вообще в большинстве компетенций, связанных с разработками, учитывается потенциал интегрирования в другую профессиональную среду.

— Какими знаниями и умениями должен обладать участник в Вашей компетенции и как оценивают работы?

— Участник должен уметь пользоваться средой разработки и обладать ее пакетами — программным обеспечением, например, по 3D-моделированию. В каждой из этих сред происходит оценка по определенным критериям, связанным с оптимизацией работы. Один из главных критериев оценки — визуальное восприятие. Оформление должно быть красивым.

— Но, согласитесь, красота — это достаточно субъективное мнение. Может ли в связи с этим оценка быть несправедливой?

— Субъективная оценка — это человеческий фактор, и от этого не избавиться. Но на самом деле субъективность можно рассматривать и как плюс. Решение об оценке принимает не один эксперт, а группа. И они должны прийти к единому мнению. Возможно, участник использовал какие-то нестандартные методы. Эксперты обсуждают его работу и приходят к выводу, насколько способы выполнения задачи инновационные и эффективные. Если стоит задача разработать машину, а получился велосипед, эксперты не станут завышать оценку. Главное, чтобы субъективность не выходила за рамки объективности. В этом случае она даже становится двигателем прогресса.

— После призового места в Национальном чемпионате «Абилимпикс» есть желание самому стать экспертом?

— Я уже являюсь экспертом в KidSkills и WorldSkills по своей компетенции. В «Абилимпикс» руки еще не дошли. Пока учился в колледже «Царицыно», участвовал в подготовке наших студентов к конкурсам профессионального мастерства. В прошлом году один из них, Павел Котов, стал победителем Московского регионального чемпионата «Абилимпикс». У нас есть также участники KidSkills в возрасте 10-12 лет. Наши ребята Савелий Лютый и Глеб Караченцев выиграли первое место в финале чемпионата с большим отрывом.



Три столпа жизни укрепил в «Абилимпикс»

— Расскажите немного о себе. Как вообще появилось увлечение компьютером?

— Обучался в школе №1394 в районе Марьино города Москвы. В подростковом возрасте, лет в 13-14, начало проявляться заболевание. У меня появились серьезные ограничения, ходить было почти невозможно. То больница, то дом, начал пропускать много занятий. Раньше на уровне двора играл в футбол, волейбол, баскетбол, зимой — в хоккей. Но с проявлением заболевания почти перестал выходить из дома, стал замкнутым ребенком. Единственным увлечением стал компьютер. После девятого класса решил поступить в колледж «Царицыно», он находился относительно недалеко от моего дома. При этом нужно было проходить некоторое расстояние до общественного транспорта, что в моем состоянии было полезно. К тому же за год или два до этого появилась новая специальность, которая меня заинтересовала.

— Есть ли какие-то хобби?

— Уже давно увлекаюсь 3D-моделированием. Купил 3D-принтер, разрабатываю и сам распечатываю модели — коллекционные фигурки, например. Еще нравится создавать музыку. Не академическую, конечно. Просто свожу — компьютерный звукоинженеринг и саунд-дизайн. Для совершенствования этих умений прохожу различные курсы, в том числе платные. Среди увлечений также создание видеороликов.

— Какие события и люди повлияли на Вас и каким образом?

— В первую очередь, это мама и бабушка. Во вторую отмечу людей, которые меня окружали в подростковый период. Выделю также моего наставника Романа Асланова, он помог в моем профессиональном становлении. Вообще благодарен всем людям, которые приняли меня таким, какой есть. Все они помогали и двигались вместе со мной по определенным направлениям.

— Что Вам дало участие в движении?

— Людям, которые не знают, куда двигаться по жизни, «Абилимпикс» помогает определить цели, а вместе с ними укрепляет три столпа человеческой жизни: стимул, мотивацию, желание. Из них вытекает и остальное: профессиональные навыки, которые развиваются от желания и стремления, знакомства, социальная адаптация. Все это дает понимание мира, в котором живешь. Чем раньше это происходит, тем лучше!

Источник


Закрыть